Как на самом деле любить детей?

Книгу под таким названием выпустил известный американский детский психиатр Р. Кэмпбелл. Она переведена на многие языки и успела выдержать уже 19 изданий. Ее автор обучает родителей трудному искусству: как дейст­вительно любить детей и каким образом лучше выражать эту любовь. Обычно многие родители воспитывают детей наобум, поэтому по большей части успех воспитания кажется случайным. Доктор Р. Кэмпбелл задался целью сделать успех воспитания закономерным.

Итак, давайте вместе поразмышляем над словами американского специалиста, человека, безусловно, мудрого и доброго. Большинство родителей смутно представляют себе, что ребенку нужны не только еда, дом, одежда, образование, но и руководство, а главное — любовь! Но именно безоговорочную, безусловную любовь родители и не умеют проявить.

Родителям следует знать, что дом, несмотря на многие отвлекающие об­стоятельства (школа, друзья, улица и т. д.), сильнее всего влияет на ребенка. На втором месте по значимости стоит врожденный темперамент. Даже ново­рожденные уже отличаются по темпераменту: это уровень активности, ритмич­ность циклов сна и бодрствования, реакция на новый стимул, ее интенсивность и порог ответной реакции, смена настроения, способность отвлекаться, концент­рация внимания и настойчивости. Оказывается, что наиболее подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях, именно дети с высокой степенью реактивности (т. е. сверхэмоциональные); дети, отстраняю­щиеся и замыкающиеся в новой ситуации; дети, плохо приспосабливающиеся к переменам; дети, у которых чаще всего плохое настроение. И, к сожалению, обычно такие ребята получают меньше любви и внимания со стороны взрос­лых. Исследователи оценивали новорожденных по этим характеристикам тем­перамента и могли четко предсказать, будет ли ребенок «легким» или «труд­ным». «Легкие» дети растут у любящих матерей, «тяжелые» — у нелюбящих или у тех, которые сознательно или подсознательно не хотели ребенка. Основ­ные типы темперамента в значительной степени влияют на то, как растет и развивается ребенок. Осознание этих типов помогает родителям избежать не­нужного чувства вины, если, несмотря на любовь, ребенок растет «трудным». Таким детям легче справиться с жизнью при любящих и заботливых родите­лях, помогающих сглаживать трудности характера.

Ясно, что большинство родителей любят своих детей. При этом обычно считается, что родители естественным образом умеют передать свою любовь ребенку. На самом деле они не знают, как это делать. И отсюда — ощущение у многих современных детей, что им не хватает безоговорочной любви и бе­зусловного одобрения со стороны родителей. Это самая главная причина труд­ностей с детьми. Когда отношения между родителями и детьми не основаны на безоговорочной любви и привязанности, тогда и возникают все осложнения: плохая дисциплина, отставание в учебе, конфликты со сверстниками.

Какой же рецепт предлагает своим читателям доктор Р. Кэмпбелл?

Основными способами передачи безусловной любви являются контакт «гла­за в глаза» и физический контакт.

Контакт «глаза в глаза». Он важен не только для установления взаимо­связи, но и (а это существенно) для удовлетворения эмоциональных потреб­ностей ребенка. Чем больше и чаще родители смотрят ребенку в глаза, выра­жая свою безусловную любовь, тем полнее эмоциональный резервуар ребенка. Глубочайшая ошибка — использование контакта «глаза в глаза» для выраже­ния порицания и наказания ребенка. Если родители смотрят в глаза ребенку только тогда, когда ругают его, то он и приучается смотреть на них только с отрицательными эмоциями. Еще более вредно избегать смотреть на ребенка для демонстрации неодобрения, используя отсутствие контакта «глаза в глаза» как наказание. Для психики ребенка это может оказаться страшнее и разру­шительнее, чем физическое наказание, и ребенок может на всю жизнь запом­нить такой прием и испытать его в будущем и на своих близких. Важно понять, что родителям следует подолгу смотреть детям в глаза дружелюбно и прямо, чтобы выразить смою безусловную любовь, а не порицание за нарушение дисциплины. Поскольку дети повторяют нас в своих действиях, то им это поможет установить хорошие контакты со сверстниками и быть дружелюбными в своих семейных отношениях в будущем.

Исследования врачей и психологов врачей показали, что хуже развиваются именно те дети, которые были лишены в раннем детстве физического контакта и контакта «глаза в глаза» с родителями (так называемая болезнь сиротства), более того, оказалось, что контакт «глаза в глаза» в учителем имеет исклю­чительно положительное влияние на способность детей к обучению.

Физический контакт. Совсем необязательно целоваться и обниматься — вполне достаточно похлопать по плечу, взять за руку, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам — все это подкрепляет эмоциональную умеренность ребенка и дает ему возможность проявить на деле свою безоговорочную любовь. Однако оба типа контактов с ребенком должны быть доброжелательными, естественными (а не демонстративными) и, главное, ежедневными. Причем важно знать, что мальчикам эмоциональный контакт еще важнее, чем девочкам, особенно с отцом: тогда мальчик будет все больше отождествляться со своим полом и вести себя все более мужественно. Естест­венно, с возрастом физический контакт с мальчиком или девочкой-подростком должен видоизмениться, но ни в коем случае не прекращаться. Особенно важен физический контакт, когда ребенок болен, устал или грустен, когда его уклады­вают спать. Ребенок может запомнить на всю жизнь, как мать и отец целовали его на ночь, их колыбельные песни, ласковые слова, прикосновения и прочие проявления искренне родительского чувства. Для мальчиков непосредственный физический контакт (поцелуи, объятия) очень важен в первые годы, а для де­вочек — критический возраст, когда им больше всего нужны ласка и внима­ние родителей: 11—12 лет.

Как на самом деле любить детей?