Физкультура

Физкультура

Не меньшее значение, чем питание, в развитии и формировании организма имеет его физиче­ская культура. Это гигиенические условия жизни, и пра­вильный режим, и систематические занятия физически­ми упражнениями.

Физическое воспитание необходимо начинать с само­го раннего возраста — грудного.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельно­сти является научной основой физического воспитания детей. Доказано, что систематические занятия физкуль­турой не только благотворно влияют на мускулы ребен­ка, но и укрепляют его нервную систему.

А она, в свою очередь, приводит к совершенствованию двигательной деятельности организма ребенка.

Давно известно, что дети, которые не занимаются физ­культурой (и посильным им физическим трудом), отстают в развитии, они инертны, чаще поддаются болезням. Малышам надо делать массаж с 2—3 месяцев, надо помогать им непроизвольные хаотические пока движения рук «переводить» в направленные — брать за руки, протягивать яркую игрушку и т. д. Ребенка кладут на животик — и вот уже первые упражнения для мышц живота, шеи, спи­ны — он пытается поднять голову. С 3,5—4 месяцев нынешние «груднички» сами пытаются повернуться со спины на бок, глядят на игрушку или пытаются потянуться к ней. Но ежедневные «упражнения» — несколько минут малыш должен лежать на животе — обязательны. Разумеется, перед кормлением.

Детям 6—9 месяцев назначают более сложные пассивные и активные упражнения для укрепления мышц ног и туловища. В возрасте 10—12 месяцев ребенок может выполнять и более сложные упражнения. Для этого разработана специальная методика.

загрузка...

Почти все дети к году начинают самостоятельно ходить, и тут активности поистине нет предела. Как и любознательности. Они еще быстро устают, но потребность в движении у них, кажется, нескончаема. Занимаясь с ребенком физкультурой, родители должны помнить о его анатомо-физиологических особенностях. Они различны для разных возрастов, и потому у каждой возрастной группы дошкольников свои упражнения. Так, у ребенка в младшем дошкольном возрасте (3—4 года) сравни­тельно слабо развита мускулатура ног, короток шаг. С третьего года жизни ребятишки начинают бегать, все дошкольники любят лазать. Эти упражнения полезны детскому организму. Но родителям, как и всем воспитателям, приходится не только не спускать глаз с ребяти­шек — как бы чего не натворили — но и не давать им уставать. Физическое воспитание школьников, преждевсего, укрепляет их здоровье: в здоровом теле — здоровый дух! Для различных возрастных групп школьников раз­работаны различные упражнения. Сейчас ребенок зани­мается физкультурой 2—3 раза в неделю. И дело тут не только в школьных занятиях. Следует так воспитать ре­бенка, чтобы физкультура стала для него жизненной потребностью, само собой разумеющимся ежедневным делом, как умывание и завтрак, например. Только в этом случае вырастают крепкие, здоровые дети. А многие ли папы (у мам и так дел сверх головы — на их плечах — дом, та «третья смена», которую они отрабатывают до и после рабочего дня), так вот многие ли папы, преодолев собственную лень, занимаются с сыном или дочерью ут­ренней гимнастикой, бегом? Увы, статистика тут грустная. В наш напряженный век, где дома физическая работа сведена к маминым усилиям, роль физкультуры и трудового воспитания сведена для детей к минимуму.

Есть немало семей, где родители придают большое значение умственному развитию ребенка — это прекрасно. Но не надо забывать и о физическом. Уставший от уроков школьник бежит на занятия музыкой (что само по себе прекрасно), потом у него ещё какое-нибудь «мероприятие», и в результате нет у него свободного времени. Как же тут воспитать всесторонне развитую, гармоничную личность? Об этом много и думают, и пишут. Те­левизор — этот изувер— отучил ребят не только бегать и играть в футбол, он отучил их читать. А это уже страшно — сидит, а то и лежит маленький старичок, который русскую литературу знает только по телевизион­ным суррогатам — экранизациям великих произведений, следит за сюжетом — и все. Мало тут нравственного вос­питания и уж совсем нет физического.

Конечно, бесспорна старая истина, что «безделье — мать всех пороков». Но просто нужен тому же подростку свободный от телевизора и «мероприятий» хотя бы час одиночества в сутки: ведь он вольно или невольно осмыс­ливает все происходящее «в прекрасном и яростном мире».

Внимательные родители рано замечают, к чему склон­ны их дети, что их интересует. Эти интересы надо тактич­но направлять. Мальчики-подростки мечтают быть силь­ными, быстрыми — вот и надо постараться записать их в спортивную секцию, где хоккей, бокс, борьба, спортив­ные игры станут для них занятием, а не телевизионным зрелищем.

Систематические занятия определенным видом спорта оказывают огромное влияние на телосложение, физическое развитие детей. Было бы идеальным выбрать для каждого школьника тот вид спорта, который наиболее подходит физическим, функциональным и психологиче­ским особенностям ребенка. Это очень важно — вовремя подметить у школьника задатки будущего бегуна, лыжника, конькобежца, пловца. Детей с 5—7 лет можно включать в занятия фигурным катанием, с 10 лет — художественной гимнастикой, с 8—10 лет — настольным тен­нисом. Эти виды спорта требуют ловкости, гибкости и быстроты движений, что так необходимо ребятишкам: надо им на что-то употребить бьющую через край энергию!

Занятия гимнастикой детям лучше начинать в 9—10 лет. А 12—13-летним школьникам обычно доступны по­чти все виды спорта, в том числе и такие, которые разви­вают не только быстроту и ловкость, но и выносливость.

Выносливость и сила необходимы при беге на средние дистанции на коньках (до 3000 м), при гонках на лыжах, шоссейных гонках на велосипеде и треке. Заниматься этими видами спорта можно подросткам в 14—16 лет (постепенно и под строгим врачебным контролем). В 14—15 лет разрешены и скоростно-силовые занятия баскетболом.

Родители должны помнить, что все эти занятия про­водятся только с разрешения врача. Тут нужен постоянный и обоюдный контакт. К тренировкам по многим ви­дам спорта нельзя, например, допускать юношей с повы­шенным артериальным давлением, нарушением ритма сердца, нарушениями осанки, деформацией позвоночни­ка, выраженным плоскостопием.

В любом случае, принимая во внимание физические нагрузки, надо учитывать возраст школьника, его инди­видуальные возможности. Поэтому педагог и врач иногда повышают или, напротив, снижают установленные воз­растные нормы нагрузок.

Если индивидуального подхода нет, спортивные заня­тия могут принести вред вместо пользы. Чрезмерное по­вышение нагрузок и узкоспециализированная трениров­ка, направленная на быстрое (форсированное) достиже­ние высоких спортивных результатов в школьном возра­сте, мешают нормальному развитию организма подростка. Так же как и слишком слабые нагрузки не дают желаемого результата.

В одной из статей М. И. Калинина вы можете прочитать мысль о значении физического воспитания. Он писал: «Из всех предметов на первое место нужно поставить русский язык, на второе — матема­тику, на третье — физкультуру».

Физкультура

 

Почитайте другие интересные статьи:

Кошка-осьминожка! В это не поверишь, пока не увидишь собственными глазами!
Сотрудники благотворительной организации «Animal Rescue League Shelter & Wildlife Center» в американском Питтсбурге уверяют, что им еще никогда не приходилось такого видеть. Эта 14-летняя кошка обросла длинными скомканными клоками шерсти, напоминающими дреды. «Эту бедную кошку привезли вч...
КАКИЕ ОПАСНОСТИ ЖДУТ НАС В 2018 ГОДУ ЖЕЛТОЙ СОБАКИ
В скором времени Красный Петух уступит место новому символу — Желтой Земляной Собаке. Животное-покровитель будет влиять на жизнь людей, и каждому стоит узнать, какие неприятности могут поджидать в 2018 году. Год Желтой Собаки поменяет приоритеты. На смену активной деятельности, амбициям и погоне ...
Будучи открытым и добрым, вы ничего не теряете
Наверное, многим из нас хотелось бы при рождении получить такой себе справочник с правилами, которые помогут жить счастливо и беззаботно. Но увы, все приходится узнавать на собственном опыте, если мы не готовы прислушаться к мудрым советам тех, кто уже прожил определенные обстоятельства… Никогда...
загрузка...